В нынешних условиях многие компании решили воспользоваться снижением цен на коммерческую недвижимость и приобрести подешевевшие активы.
Для бизнеса
Для определения того, насколько выгодно покупать то или иное помещение, следует прежде всего понимать цель подобной покупки: объект приобретается для размещения собственного бизнеса либо в целях инвестирования.
В первом случае ситуация на рынке как никогда благоприятная. Этому способствуют два фактора.
Для инвестирования
Ситуация с покупкой объекта в целях инвестирования более сложная. С одной стороны, на рынке есть достаточно заманчивые предложения по приобретению небольшого арендного бизнеса (стоимостью до 1 млн долл.), например, со сроками окупаемости до семи лет. С другой стороны, резкое уменьшение спроса делает затруднительным поиск арендаторов, что существенно усложняет прогноз будущих поступлений от объекта инвестирования. Повысившиеся кредитные ставки также снижают доходность приобретенного проекта. Поэтому в настоящее время инвесторы обоснованно рассчитывают на значительные преференции от собственника за риск покупки в кризис.
К сожалению рынок купли-продажи коммерческой недвижимости традиционно является достаточно закрытым, и эта непрозрачность только усугубилась в условиях кризиса. Потенциальные инвесторы не стремятся афишировать, что у них есть свободные средства. В свою очередь собственники, соглашающиеся на дисконты для совершения сделки, не склонны делиться информацией об их реальных величинах. В результате складывается впечатление, что рынок продаж на сегодняшний день малоактивен.
Между тем многие покупатели находятся в состоянии готовности номер один. Как только в российской и мировой экономике ситуация начнет заметно улучшаться, рынок коммерческой недвижимости может кардинально измениться, и предсказать темпы возможного роста цен сегодня просто невозможно. Неслучайно количество людей, которые уже присматривают подходящие объекты, становится все больше и больше.
Таким образом, классическое правило инвестиций, согласно которому нужно покупать на спаде, а продавать при росте, сохраняет свою актуальность и по сей день.